Всего за один век человечество сделало гигантский рывок в создании автомобилей, а список бортовых функций современных машин давно перешагнул отметку в 100 пунктов. Так, авто без кондиционера, навигатора, электропакета, парктроника и мультимедийной системы уже не может считаться современным. В список обязательных опций сегодня также входит круиз-контроль, о котором владельцы старых авто знают лишь понаслышке.

Что такое круиз-контроль в автомобиле и для чего он нужен?

Круиз-контроль был придуман не вчера. Первые версии этой системы можно обнаружить на машинах еще 90-х годов выпуска. С тех пор она совершенствовалась и эволюционировала, вылившись в надежного помощника при путешествиях на большие расстояния.

Круиз-контроль – это система, позволяющая подавать определенное количество топлива в двигатель без участия педали газа. Вместо нее, это делают пневматические приводы. Благодаря этому водителю не нужно в многочасовой поездке постоянно держать ногу на педали газа. Система контролирует заданную водителем скорость и точно соблюдает обороты двигателя. Возврат к контролю управления происходит при малейшем нажатии ноги на педаль.



Учитывая довольно длинную историю системы, на автомобилях разных годов можно встретить три типа круиза – пассивный, адаптивный и динамический. В первом случае водитель задает скорость, а система ее придерживается, несмотря на ситуацию на дороге. Второй и третий варианты более технологичны и наделены алгоритмами анализа ситуации.

Если впереди идущая машина замедляется, круиз-контроль также замедлит ход. Если впереди поворот или резкий подъем, алгоритм сбавит или наоборот добавит скорости. Если впереди идущая машина создает аварийную ситуацию, автоматика контроль возьмет контроль над дополнительными системами экстренного торможения, стабилизации и пр. Таким образом можно сказать, что адаптивный и динамический круиз – это некий прародитель автопилота.

Плюсы и минусы функции круиз-контроль

Безусловно, системы круиз-контроля все еще несовершенны. На форумах автолюбителей можно услышать, как похвалу, так и критику всех производителей. В целом, по всем системам можно выделить несколько конкретных преимуществ и недостатков.

К достоинствам можно отнести:

  • экономию сил водителя и отсутствие нужды в отдыхе
  • экономия топлива, благодаря стабильному поддержанию уровня оборотов
  • повышение безопасности, за счет отсутствия человеческого фактора

Но недостатков также хватает:

  • невозможность использования на трассах с интенсивным потоком
  • бесполезность опции в городских условиях и на дорогах с поврежденным покрытием
  • медленная скорость реакции водителя в случае аварийной ситуации
  • дороговизна авто с системой на борту

Так получается, что система хоть и крайне полезна, но подходит только для путешествий на длинные расстояния по не слишком загруженным трассам и автобанам. Например, система широко используется в Северной Америке, где водителям приходится ежедневно преодолевать большие расстояния по качественным дорогам.

Советы по эксплуатации

Как уже упоминалось выше, использовать опцию можно только на трассах с неплотным потоком. Если дорога в плохом состоянии лучше контролировать скорость самостоятельно, чтобы не налететь на выбоину.

Сами автопроизводители не рекомендуют пользоваться системой в дождь или на влажном покрытии, так как скорость реакции «ленивых» автомобилистов вкупе с увеличенным тормозным путем не дают гарантии безопасности. Также не стоит полностью расслабляться при включенной опции, ведь круиз-контроль может требовать переключения передач в зависимости от угла наклона дороги.

Круиз-контроль на Renault Sandero Stepway

Как же все-таки работает круиз-контроль и как им пользоваться можно посмотреть на примере Renault Sandero Stepway, который отличается от обычного Sandero лишь формой кузова и подвеской с более высоким клиренсом, так что опция на обоих моделях работает одинаково.

Круиз-контроль фото на руле

Итак, на центральной консоли в самом низу расположены 4 кнопки управления. Вторая кнопка слева поделена на две функции. Верхняя часть включает лимит скорости, нижняя сам контроль.

Чтобы выставить лимит нужно нажать на верхнюю часть кнопки и выставить лимит кнопками, которые находятся на руле слева. Так при давлении на газ, авто не будет разгонятся выше заданного значения. При этом лимит можно отключить, резко нажав на педаль газа, например, при обгоне. Снизив давление на педаль, скорость вернется к заданной.

Теперь непосредственно круиз-контроль. Чтобы его задействовать, скорость движения должна быть не ниже 30 км/ч. Плюс перед включением функции нужно выставить оптимальную передачу. Далее нажимается нижняя часть вышеупомянутой кнопки и теми же кнопками «плюс-минус» на руле выбирается скорость, которой должна придерживаться система.

Важно знать, что при резком нажатии на педаль, произойдет сброс круиза. Отжимая педаль, круиз вернется к заданной скорости. При включенном круизе, на подъемах или спусках важно следить за приборной панелью, которая будет рекомендовать переключить передачу на оптимальную для данного отрезка дороги

Собственно, учитывая ценовую политику французской компании, круиз-контроль на Renault Sandero и Sandero Stepway представлен пассивной системой, с двумя кнопками регулировки и возможностью ускорения в нужных ситуациях.